Примеры технологий восстановления аварийного кузова

 

Ниже рассматривается порядок восстановления кузова легкового автомобиля после аварии. Поскольку согласно статистике при столкновениях чаще всего страдает передняя часть кузова, в качестве примера рассматривается устранение неисправностей средней сложности, обусловленных именно фронтальным ударом. Выбор в качестве объекта восстановления относительно нового автомобиля не случаен, поскольку восстановление не должно быть осложнено наличием других дефектов, например сильной коррозией кузова. В реальной ситуации коррозия кузова встречается довольно часто.

 

Осмотр повреждений кузова и составление плана последовательности восстановления

 

Положим, в результате визуального осмотра кузова установлено, что повреждена лишь его передняя часть. Более четко обозначим зоны повреждения. Главный удар пришелся на правую переднюю сторону кузова, вследствие чего передок смещен влево. Зазор между правой дверью и крылом несколько увеличен. Левое крыло смещено относительно края двери внутрь. Левый передний лонжерон выгнут наружу, правый передний лонжерон не только погнут, но и смят. Деформирование правой колесной ниши вызвало смещение шарнирной петли капота на передней стенке, но салон при этом не пострадал. Зазор между передней и задней дверями не изменился ни с той, ни с другой стороны. Линии изгиба с обеих сторон кузова точно совпадают с соответствующими защитными накладками.

По результатам осмотра сделаем следующее заключение. Передняя часть кузова сместилась в левую сторону, в то время как правая сторона оказалась вдавленной. Салон сохранил свою форму, следовательно, крыша осталась неповрежденной.

Далее следует определить состояние агрегатов, расположенных под капотом. Результаты осмотра таковы: сильно поврежден генератор, треснули обе опоры двигателя, разрушена опора вала коробки передач, деформирован всасывающий воздушный патрубок. Дополнительный контроль не выявил других повреждений.

Чтобы сэкономить время, картину повреждений анализируют методом электронной обработки данных (EDV). Благодаря его использованию можно немедленно получить рекомендации относительно необходимости замены тех или иных деталей и наметить правильную последовательность восстановления. При анализе методом EDV следует убедиться, что учтены все имеющиеся неисправности.

Восстановление согласно намеченному методом EDV плану предполагает замену концевых элементов обоих лонжеронов, включая передние брызговики, с отрезанием по предусмотренным конструкцией кузова линиям реза. Колесные ниши подлежат правке. Проведение этих работ требует полного снятия с автомобиля всех агрегатов, находящихся под капотом. Для восстановления следует воспользоваться стендом для правки. Сначала нужно точно измерить геометрические параметры кузова и положение базовых осей. Определение положения осей требует установки всех агрегатов автомобиля на свои места.

 

Восстановление кузова

 

Для восстановления кузова необходимо воспользоваться универсальной системой правки и измерения, оснащенной подъемником параллелограммного типа. Автомобиль прикрепляют к ней за приваренные к порогам ушки посредством универсальных зажимов. Для измерения геометрических параметров кузова оптической системой в определенных точках, положение которых задано листом контроля, следует укрепить измерительные флажки. Благодаря лазерной оптике можно точно установить, насколько сильно деформировано основание кузова. Измерения показывают, что вся конструкция кузова смещена не только назад и влево, но и вверх.

Для восстановления первоначальной формы кузова необходимо совершить его целенаправленное смещение под действием усилий, действующих одновременно в разных направлениях. Отдельные растягивающие  устройства следует смонтировать таким образом, чтобы тяговые цепи были присоединены к концам лонжеронов. Растягивающее усилие, прикладываемое к левому лонжерону, должно обеспечить его смещение в сторону и одновременно некоторое изгибание вниз. Тяговая цепь, прикрепленная к правому лонжерону, главным образом должна устранить его сжатие и сместить лонжерон в сторону и вверх. Усилие к обеим тяговым цепям передается от соответствующих гидравлических цилиндров. Восстановление формы лонжеронов осуществляют одновременным натягиванием обеих цепей.

 Итак, в результате описанных выше действий лонжеронам возвращена первоначальная форма. Далее следует восстановить правильную конфигурацию колесных ниш. Измерение положения амортизаторных стоек показывает, что левую стойку необходимо отжать к середине кузова и вверх. Поскольку речь идет о незначительном отклонении геометрических параметров от заданных значений, дефект может быть исправлен последовательным приложением усилия в указанных направлениях. Отжатие амортизаторной стойки к середине кузова целесообразно произвести непрямым приложением усилия (давление соответствующего гидравлического цилиндра, направленное вдоль продольной оси автомобиля, за счет жесткого присоединения тяговой цепи к верхней части амортизаторной стойки преобразуется в боковое усилие).

Следующий шаг состоит в удалении деформированных частей лонжеронов. Сначала производят грубое отрезание, затем – более точное. Усиливающие листовые детали не следует разрезать заодно с подлежащими отделению частями лонжеронов, поэтому рекомендуется воспользоваться вибрационной пилой, которая позволяет регулировать глубину реза с точностью до 1 мм. Сварные соединения, изготовленные способом контактно-точечной сварки, доступны с обеих сторон и могут быть легко устранены с помощью фрезы.

Далее производится пригонка новых деталей. Поскольку универсальный стенд для правки не оснащен угольниками для закрепления новых деталей, их фиксацию следует осуществлять посредством коленчатого шарнирного приспособления. Кроме того, для пригонки новых деталей необходим специальный шаблон, с помощью которого устанавливается правильное расстояние между концами лонжеронов. Для контроля размеров к новым деталям подвешивают измерительные флажки. Устанавливают правильное направление лазерного луча. Окончательная корректировка осуществляется  соответствующим перезакреплением фиксирующих зажимов и рукояткой шарнирного приспособления.

Перед пригонкой новые детали окрашивают, а сварочные фланцы покрывают краской на основе цинковой пыли. Теперь можно воспользоваться аппаратом для точечной сварки. Здесь в полной мере проявляет себя характерная особенность конструкции кузова, заключающаяся в благоприятных условиях для восстановления: лонжероны, выполненные в виде U-образных профилированных элементов, закрывают лишь после приваривания листовых перегородок. Таким образом, сварка в среде защитного газа оказывается излишней, поскольку любое место хорошо доступно для точечной сварки.

После закрепления новых деталей несколькими прихватами для контроля геометрических параметров кузова следует привернуть к лонжеронам облицовку передка, крылья и панель для фар. Такой контроль должен производиться всегда независимо от типа стенда для правки и системы крепления автомобиля, чтобы не обнаружить впоследствии какой-нибудь неприятный сюрприз. На данной стадии восстановления еще сохраняется возможность достаточно простой корректировки размеров.

Прежде чем приварить перегородки, замыкающие внутренний объем лонжеронов, рекомендуется всю область сварки покрыть цинковой краской, благодаря чему существенно повышается коррозионная стойкость. По завершении сварки наносят антикоррозионную грунтовку. Если поблизости есть камера для окрашивания, грунт можно нанести пистолетом-распылителем. Соответствующее перемещение автомобиля не представляет особого труда, поскольку поперечины стенда для правки, к которым крепятся универсальные зажимы, снабжены колесами и могут быть отсоединены от стенда легко разъединяемыми резьбовыми креплениями. После грунтования следует произвести защиту сварных швов антикоррозионным герметиком и привернуть к лонжеронам соответствующие детали кузова, причем их внутренняя поверхность должна быть предварительно окрашена.

 

Особенности технологии устранения боковых повреждений кузова

 

 Задание устранить боковое повреждение кузова, как правило, не вызывает у персонала ремонтных мастерских большого энтузиазма. Дело в том, что на практике боковые повреждения встречаются довольно редко и опыт их устранения недостаточен. Для грамотного устранения таких дефектов рекомендуется следовать нижеприведенным рекомендациям.

·                     Прежде всего, нужно убедиться в отсутствии «эффекта банана», при котором основание кузова бывает сильно смещено к одной из сторон.

·                     Определенную информацию по поводу наличия «эффекта банана» могут дать результаты измерения некоторых зазоров. Например, если зазоры крышки багажника или задней двери автомобиля с поврежденной стороны гораздо меньше, чем с противоположной, подозрение о наличии такого эффекта имеет под собой все основания.

·                     Точный вывод о масштабах повреждения дают результаты соответствующих измерений. Если возникло подозрение о наличии «эффекта банана», измерительной линейкой следует определить расстояние от средней оси кузова до левой и правой сторон.

·                     Во многих случаях первоначальное предположение о наличии «эффекта банана» оказывается ложным. Возникновение такого дефекта зависит от того, на каком уровне был произведен удар, вызвавший деформирование кузова. Чаще всего причиной основного повреждения является удар бампером другого автомобиля. В этом случае повреждение располагается примерно на 20 см выше основания кузова. Передняя, средняя и задняя стойки кузова у исправного автомобиля  обычно слегка выгнуты наружу, в то время как в результате удара бампером они окажутся вогнуты внутрь, причем ни основание кузова, ни крыша не будут сильно повреждены. Такой удар не приведет к изменению ни ширины, ни высоты кузова.

·                     Восстановление формы кузова автомобиля, пострадавшего вследствие бокового столкновения, должно осуществляться посредством сил, действующих в разных направлениях. Необходимо вытягивать наружу вогнутую сторону кузова и одновременно восстанавливать первоначальную его длину. Гидравлический цилиндр располагают между двумя зажимами, прикрепленными к порогу. Крепление самих зажимов к направляющим стенда для правки должно быть ослаблено настолько, чтобы зажимы могли смещаться по мере растяжения кузова вдоль продольной оси. Благодаря подключению насоса с педальным приводом можно одновременно задействовать все усилия, необходимые для восстановления первоначальной формы кузова.

·                     При восстановлении формы кузова с боковым повреждением должно быть обеспечено точное положение верхних точек в области дверных стоек. Эти размеры на листе контроля, как правило, не указываются, и их рекомендуется проверять измерительной линейкой. Для проведения измерений необходимо найти центральное отверстие, которое находится в основании кузова под покрытием пола. Чтобы обеспечить восстановление первоначальной конфигурации, следует при натянутых тяговых цепях ударять молотком по деформированным участкам, стараясь не создавать дополнительное напряжение в материале.

·                     Кузовные работы в области порогов следует производить, предварительно установив автомобиль на колеса. Это требование должно соблюдаться как при удалении деформированных элементов кузова, так и при вваривании новых деталей. Если не соблюдать его, в кузове могут возникнуть напряжения, которые способны повлиять на устойчивость автомобиля при движении.

·                     При большой площади бокового повреждения кузова деталь необходимую для замены, следует вырезать из комплектной (цельной) запасной боковины. Хотя изготовители автомобилей, руководствуясь соображениями экономии затрат на восстановление, и выпускают запасные детали в виде отдельных фрагментов, однако их невозможно отрезать с требуемой миллиметровой точностью (положению разделительных резов соответствуют определенные допуски). Тот, кто попытается произвести замену комплектной боковины, используя запасные элементы, быстро убедится, что между отдельными кусками окажутся слишком большие или слишком маленькие зазоры.

·                     Надежное крепление автомобиля к стенду для правки осуществляется с помощью специальных зажимов. При вытягивании кузова зажимы воспринимают большую долю прикладываемого усилия, в связи с чем их часто оснащают зубьями. Благодаря зубьям достигается следующее: чем сильнее тянуть за приваренные к порогам ушки, тем больше усилие, восстанавливающее форму кузова. При монтаже зажимов необходимо следить, чтобы косые зубья оказывали воздействие в направлении, противоположном растягивающей силе (следует соблюдать соответствующее указание, приведенное на листе контроля). Перед монтажом зажимов следует удалить антикоррозионную защиту в местах их крепления, а по окончании ремонта восстановить ее.

 

 

 www.remont-kuzova.narod.ru

 

Вернуться в раздел статьи

 

Hosted by uCoz