Стекловолокно

 

Стеклоткань, которую также называют и стекловолокном, представляет собой расплавленное стекло, которому придана форма длинных и тонких волокон или нитей. Эти длинные нити намотаны на катушки, а затем скручены в многонитевые жгуты. Эти жгуты затем сотканы в материал, называемый стеклотканью.

Другой тип стеклоткани называется тканой ровницей. Ровница представляет собой несколько нитей из стекла, связанных друг с другом, а не скрученных в жгуты. Такие ровницы затем ткутся в ткань. Эти ровницы слабее и объемнее по сравнению со жгутами.

Третьей разновидностью стекловолокна является стекловолоконный мат. Мат является рубленым стекловолокном, в котором стеклянные нити разрублены на короткие кусочки, которые соединены друг с другом связующим веществом для создания толстого мата. Такой мат имеет низкое процентное соотношение стекла по отношению к смоле по сравнению с тканью или ровницей. В состав мата обычно входит от 25% до 35% стекла и от 6% до 75% смолы. Это создает толстое, водозащитное и крепкое покрытие. Заполняемая поверхность будет толстой. Обычно стеклотканевый мат используется для ремонта повреждённых панелей.

Для специальных применений используются стеклянные нити другой формы и конфигурации. Поверхностный мат используется для верхнего слоя покрытия. Он тонкий и ровный и обеспечивает качественную поверхность без морщин. Рубленые нити, которые имеют длину от 6 мм до 5 см, смешиваются со смолой и используются для увеличения жесткости.

Другие виды стекловолокна используются для изготовления деталей из стекловолокна, а не для ремонта.

 

Смола

 

Стеклоткань пропитывается жидкой смолой в процессе наслоения – один слой стеклоткани накладывается поверх одного или нескольких слоев стеклоткани, пропитанной смолой. Стеклоткань укладывается в форму (шаблон) или на ремонтируемую область и смазывается жидкой смолой. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет сформирована деталь или участок панели нужной формы. Затем смола затвердевает и становится жесткой, обеспечивая детали или ремонтируемому участку необходимую прочность.

Обычно при работе со стеклотканью используются полиэфирные смолы. Хотя могут использоваться и эпоксидные смолы. Мы ограничиваем наше обсуждение более популярными полиэфирными смолами. Полиэфирные смолы являются пластмассами, которые полимеризуются, т.е. затвердевают под действием тепла. Тепло может выделяться изнутри или подводиться снаружи. Мы рассмотрим химически генерируемое тепло внутри смолы благодаря добавлению катализатора. Реакция между катализатором и добавкой уже в смоле является экзотермической, т.е. она идет с выделением тепла. Тепло изменяет смолу от жидкого до твердого состояния. Этот процесс называется полимеризацией.

Все эти вещи запоминать не обязательно для выполнения успешного ремонта стекловолоконных кузовных панелей. Но это помогает понимать происходящие процессы. Вы сможете понять, почему ваша смола затвердевает, т.е. полимеризуется слишком быстро или же почему она не полимеризуется вообще.

Полиэфмрные смолы для работы со стекловолокном рассчитаны на полимеризацию при комнатной температуре. Небольшие внутренние изменения катализатора увеличивают скорость полимеризации. Смола затвердеет в банке если она не будет использована достаточно быстро. В связи с этим при покупке будьте уверены, что покупаете свежую смолу. Если банка со смолой остается неиспользуемой слишком долго, то смола может быть слишком густой для использования.

 

Смолы для покрытия и отделки

 

Двумя типами смол являются следующие: смола, которая не полностью полимеризуется в присутствии воздуха и смола, которая будет полимеризоваться на воздухе. Смола для покрытия не будет полностью полимеризоваться до тех пор, пока не будет удален весь воздух. Это позволяет накладывать один слой поверх другого, чтобы между слоями была хорошая связь. Когда один слой накрывается другим, то удаляется весь воздух. Затем нижний слой полностью полимеризуется.

Смола для окончательной отделки полимеризуется в присутствии воздуха. При производстве смолы в нее добавляется воск или похожие соединения. При использовании воск поднимается к поверхности для создания барьера между смолой и воздухом. Это позволяет обрабатывать смолу для завершения процесса ее полимеризации. Перед нанесением грунтовки или краски на обработанную смолу воск нужно смыть ацетоном.

Другая смола, которая полимеризуется на воздухе, должна использоваться для ремонтных работ. Такая смола довольно дорогая и прочная и используется для поделок, имитирующих янтарь.

 

Катализатор для смолы

 

Не пользуйтесь катализатором, предназначенным для эпоксидных смол. Такие смолы являются разными. Они не будут работать в полиэфирных смолах. Пользуйтесь катализатором, специально предназначенным для использования с полиэфирной смолой. Этот прозрачный и жидкий катализатор называется пероксидом (перекисью) метила – этила – кетона (МЕК).

 

Гелевая смола для внешнего покрытия

 

Это смола, которая полимеризуется не полностью на воздухе, используется для формирования наружного цветного покрытия из стекловолоконных деталей. При покрытии деталей автомобильного кузова гелевое покрытие вначале распыляется в форму. Обычно оно окрашивается с помощью пигмента для смолы. Добавляется мат, ткань или резаные нити со смолой для покрытия. При полимеризации деталь вынимается из формы. Так как в это покрытие не было добавлено стекло, то оно будет такое же гладкое, как и форма, в которую оно было нанесено.

Мы рассмотрели две основные компоненты для ремонта стекловолокна: смолу и стеклоткань. В сочетании эти компоненты образуют очень прочную, водостойкую, немного гибкую композицию, которая может служить в качестве ремонтного материала или самостоятельной кузовной детали.

 

Безопасность

 

Будьте осторожны при работе со стекловолокном, так как смолы легковоспламениямы как в жидком, так и в твердом состоянии. В жидком состоянии дымы воспламеняются от небольшого нагрева. Поэтому не курите при работе со смолами. Если же вы работаете в закрытом помещении, то откройте двери. Уберите все приборы и устройства, использующие открытое пламя.

При сварке или резке металла рядом со стекловолокном, держите подальше источник тепла. Асбестовые панели или несколько слоев алюминиевой фольги обеспечивают защиту, когда они располагаются между пламенем и стекловолоконной панелью. Лучшей защитой будет ваша квалификация.

Жидкая смола может стать причиной кожной сыпи, когда она контактирует с кожей человека. Однократное воздействие для большинства людей опасности не представляет. Однако, частое воздействие может стать причиной кожного заболевания. Для предотвращения потенциальных проблем при работе со смолой пользуйтесь защитными резиновыми перчатками. Для проведения большого объема работ со стекловолокном пользуйтесь неопреновыми перчатками. .они лучше противостоят  воздействию смолы и растворителей на основе ацетона.

 

Ремонт деталей из стекловолокна

 

Хотя стекловолокно  имеет высокое соотношение  прочности и веса, оно не такое прочное, как металл. Следовательно, не пользуйтесь им подобно клею, пытаясь имитировать сварку.

Жесткость стекловолокна определяется количеством волокон, покрытых смолой. При ремонте должен использоваться широкий толстый кусок стеклоткани, полностью пропитанный смолой. По возможности поместите заплатку с задней стороны ремонтируемой поверхности. Если ремонт нужно делать с передней стороны, то материал нужно сошлифовать, чтобы обеспечить пространство для заплатки.

Другим условием ремонта является чмстота. Стекловолокно не пристанет к грязи, смазке, силикону или к другому чужеродному материалу. Оно пристает к металлу, дереву, композиционным материалам и к другой стекловолоконной панели. Поэтому очень важно тщательно очистить поверхность. Начните с мойки водой с мылом для удаления непрочной грязи и битума. После этого очистите поврежденное место ацетоном, толуолом или MER. Не пользуйтесь растворителями на минеральной основе, так как  после ни остается пленка. Ацетон и продукты на его основе удаляют как смазку, так и краску, поэтому пользуйтесь ими осторожно на окрашенных частях. После очистки поверхности отшлифуйте ее напильником или шкуркой в том месте, где будет наложена заплатка. При шлифовке стекловолокна пользуйтесь защитной маской, так как пыль от него очень опасна  и ее вдыхание может привести к болезням легких.

 

Выбоины, вмятины и трещины

 

Выбоины, вмятины и трещины в верхнем слое, которые не влияют на структупную целостность стекловолокна, легко отремонтировать с помощью полимерной шпатлевки. Этот ремонт похож на ремонт поверхностных повреждений на металлических панелях кузова. Сошлифуйте или зачистите поверхность до тех пор, пока повреждение не будет на виду. Нанесите тонкий слой полимерной шпатлевки, высушите, сошлифуйте.

Структурные трещины ремонтировать труднее, так как они ослабляют структурную целостность стекловолоконной панели.

Начните с разреза вдоль линии разлома с помощью ножовки. Уберите торчащие кусочки стекловолокна. Очистите лицевую и обратную стороны с помощью растворителя не на минеральной основе. Уберите звукоизоляцию или защитный слой с панели в области не менее 10 см от поврежденного участка.

Снимите фаску с краев примерно под 30 градусов с помощью напильника или шлифовальной машинки. Затем совместите края с помощью струбцины, если это возможно.

Если вы не сможете совместить края  с помощью струбцины, то изготовьте полоску из стали толщиной 6 мм с отверстиями, которые просверлены в местах поверх трещины. Закрепите болтами обе стороны панели. Стягивающее усилие совместит оба края. Когда заплатка затвердеет, уберите металлическую скобу и зашпаклюйте отверстия.

Когда края совмещены, вырежьте 2-3 куска стеклоткани для задней заплатки. Убедитесь, что эта заплатка перекрывает не менее 7,5 см в каждую сторону от повреждённой области. Пропитайте заплатку смолой с катализатором и приложите ее к обратной стороне панели. Когда задняя заплатка затвердеет, то переходите к косметическому ремонту лицевой стороны трещины.

Разрежьте немного стеклоткани на кусочки длиной от 6 до 13 мм. Смешайте эти кусочки с небольшим количеством смолы с катализатором. При этом образуется паста, которая не будет сползать с вертикальной поверхности. Заполните трещину этой пастой. После затвердевания сошлифуйте бугорок и заполните следы царапин полимерной шпатлевкой несколько раз. После этого ремонтируемая область должна быть такой же прочной, как и раньше.

Отверстия в панелях из стекловолокна редко бывают следствием удара. Это обычно бывает следствием серии трещин. Вы должны удалить поврежденный материал из трещин для проведения качественного ремонта. Результатом этого будет отверстие, которое затем нужно зашпаклевать.

Следуйте указаниям, описанным для ремонта трещин относительно очистки и подготовки отверстия для ремонта. Снимите фаски со всех поврежденных краев. Вырежьте два куска стеклоткани, которые закрывают поврежденную область и перекрывают примерно 7-8 см на поврежденном кузове. Пропитайте стеклоткань смолой и поместите ее с задней стороны отверстия. Дайте смоле затвердеть.

Когда заплата сзади затвердела, то срежьте кусочки стеклоткани, чтобы заполнить остатки отверстия с передней стороны. Пропитайте эти кусочки смолой и заполните оставшуюся часть отверстия, обеспечив небольшое перекрытие. Когда все заполимеризуется, сточите выступающие бугорки, затем выровняйте их и нанесите полимерную шпатлевку.

 

  www.remont-kuzova.narod.ru 

 

Вернуться в раздел статьи

 

Hosted by uCoz