Ремонтное окрашивание кузовов

 

В процессе ремонта необходимо тщательно защищать кузов от коррозии. При этом недостаточно ограничиться только защитой основания кузова, заполнением скрытых полостей, первичной обработкой сварных точек и герметизацией сварных швов. Нельзя забывать, что антикоррозионная защита должна начинаться уже с момента первичной подготовки чистого листового металла, а заканчиваться заполнением скрытых полостей после нанесения покрывного лака. Для работника, занятого восстановлением кузова, это означает, что он обязан хорошо разбираться в проблемах окрашивания. Ведь именно он работает с чистым листовым металлом и, следовательно, закладывает основу для последующего создания системы лакокрасочного покрытия.

Необходимость такого знания обусловлена также тем, что многие детали кузова бывают доступны лишь перед привариванием новых деталей и поэтому подлежат окрашиванию (например, внутренние стенки боковин, основание кузова, зоны порогов и колесных ниш), которое обязан осуществлять именно жестянщик. К таким внутренним поверхностям примыкают переходные зоны, которые впоследствии должен окрасить маляр (например, рамки дверей). Качество подготовки к окрашиванию этих переходных зон зачастую является причиной расхождения во мнениях маляра и жестянщика. Маляр иногда бывает не удовлетворен качеством предварительной работы, предъявляет претензии к неквалифицированной подготовке основы для лакокрасочного покрытия, - ему приходится отшлифовывать соответствующие места до чистого металла и заново создавать правильную структуру лакокрасочного покрытия. Приведем пример неквалифицированной работы жестянщика: на поверхность, которая прежде была покрыта термопластичным лаком, он нанес лак на основе синтетической смолы, не удалив предварительно старое покрытие. Ни один маляр не сможет работать с такой переходной зоной, поскольку термопластичное покрытие будет размягчаться под действием растворителя.

Целью излагаемого ниже материала является предупреждение подобных недоразумений. Для лучшего понимания материала вкратце будет рассмотрена технология окрашивания кузова в заводских условиях. Поскольку процесс ремонтного окрашивания зависит от применяемых материалов и структуры лакокрасочного покрытия, в качестве примера для более ясного представления об этом процессе мы приведем способ ремонтного окрашивания, разработанный фирмой Glasurit, основным направлением деятельности которой является производство лакокрасочной продукции.

 

Окрашивание кузова при изготовлении

 

В настоящее время в технологии производства автомобилей используют главным образом трехслойное лакокрасочное покрытие кузова. Основными технологическими операциями при окрашивании кузова являются следующие: нанесение грунта способом электрофореза (погружением кузова в электрофорезную ванну), нанесение распылением промежуточной грунтовки, а затем покрывного слоя краски и лака. В отдельных случаях прибегают к четырехслойной окраске, то есть, прежде чем произвести покрывное окрашивание, наносят дополнительный промежуточный слой лака, так называемого лака первого покрытия, цветовой тон которого приблизительно соответствует цвету покрывной краски. Дополнительное промежуточное покрытие особенно целесообразно наносить, если цветовой тон, создаваемый одной покрывной краской, недостаточно сочен из-за его относительно невысокой укрывистости (например, если в качестве покрывной используется краска с перламутровым эффектом). Если такую краску наносить распылением без дополнительного промежуточного покрытия, приемлемую укрывистость можно обеспечить, лишь сильно увеличив толщину покрытия, а это препятствует нормальной сушке и приводит к образованию многочисленных дефектов покрытия. Преимущества нанесения дополнительного промежуточного покрытия проявляются и при ремонтном окрашивании кузова. Правда, в данном случае речь идет о нанесении не дополнительного лака, а тонирующего порозаполнителя.

 

Терминология, используемая при ремонтном окрашивании

 

Чтобы между жестянщиком и маляром не возникало недоразумений, следует дать некоторые пояснения относительно терминов, используемых при ремонтном окрашивании кузовов.

 

Ремонтное окрашивание автомобиля, подлежащего продаже

 

 В этом случае должна быть выполнена весьма трудоемкая работа, связанная с тщательным шпатлеванием поверхности и последующим нанесением поразаполнителя. Затем проводится тонкое шлифование поверхности, поскольку визуально обнаруживаемые дефекты покрытия в данном случае совершенно неприемлемы.

 

Окрашивание кузова эксплуатируемого автомобиля

 

Как свидетельствует название, такое ремонтное окрашивание должно периодически производиться в процессе эксплуатации автомобиля для поддержания кузова в надлежащем состоянии. При этом исходят из того, что на лаковом покрытии имеются подлежащие устранению царапины и вмятины. По сравнению с предыдущей ситуацией в данном случае работа по шпатлеванию и шлифованию менее трудоемка.

 

Предпродажное окрашивание или окрашивание подержанного автомобиля

 

Такое окрашивание производят в том случае, если полирование лакового покрытия больше уже не способно обеспечить положительный эффект. Этот вариант окрашивания является наиболее оптимальным с точки зрения ремонтных затрат, так как трудоемкие процессы шлифования и нанесения порозаполнителя исключаются. Поверхность кузова после удаления грязи и ржавчины просто покрывают средством, предназначенным для повышения адгезии, а затем способом «мокрый по мокрому» наносят покрывной лак.

 

Техника окрашивания Blend-In

 

При частичном окрашивании автомобиля переход от восстановленной свежеокрашенной поверхности к старому лаковому покрытию бывает более или менее заметен. Применение техники Blend-In обеспечивает плавный, практически незаметный переход от нового цветового тона к старому. Чтобы добиться такого эффекта, на восстановленное место, как обычно, наносят покрывную краску, а затем распыляют эту же краску на зону перехода к остальной поверхности. В заключение всю свежеокрашенную поверхность покрывают прозрачным лаком. При этом зона нанесения прозрачного лака должна распространяться вплоть до соответствующих кромок деталей кузова или зазоров между этими деталями. Если таких ограничивающих контуров нет (например, если устраняется дефект крыши), переходную зону следует отполировать. При использовании способа Blend-In окрашиванию подлежит относительно большая поверхность по сравнению с подвергнутой непосредственному восстановлению, однако цветовые различия, как правило, удается практически полностью сгладить.

 

Типы лакокрасочных покрытий и способы их идентификации

 

Прежде чем приступить к ремонтному окрашиванию кузова, необходимо установить тип старого лакокрасочного покрытия, поскольку возможна несовместимость старой и ремонтной краски. Благодаря идентификации старого покрытия (см. таблицу) обычно удается выбрать правильную технологию ремонтного окрашивания.

 

Тип лакокрасочного покрытия

Способ идентификации

Покрытия на основе нитроцеллюлозной эмали или термопластичной полиакриловой смолы

Смочить кусок белой ткани в растворителе для нитроэмали и потереть поверхность кузова в незаметном месте. Лакокрасочное покрытие размягчится и ткань окажется окрашенной

Отсутствие отверждения лакокрасочного покрытия

Смочить кусок белой ткани в растворителе для нитроэмали и потереть поверхность кузова в незаметном месте, в результате чего произойдет набухание или травление покрытия

Одно- или двухслойное лакокрасочное покрытие («металлик», универсальное покрытие или «эффектное» покрытие)

Перочинным ножом поскоблить верхний слой покрытия. Если образуются частички молочно-белого цвета, речь идет о прозрачном внешнем слое двухслойного лакокрасочного покрытия

 

Каким образом можно определить тип старого лакокрасочного покрытия? Изготовители лакокрасочных материалов обычно выпускают проспекты, которые содержат информацию о том, какие марки краски применяются для окрашивания тех или иных моделей. Эти проспекты могут оказаться ценным подспорьем для идентификации лакокрасочного покрытия восстанавливаемого автомобиля. Кроме того, в этих проспектах содержатся указания по технологии нанесения каждой из красок. Например, если речь идет о красках на основе термопластичных полиакриловых смол, при выборе технологии окрашивания следует учитывать чувствительность этих красок к растворителям.

 

Контроль цветового тона

 

Если при окрашивании какой-либо детали кузова необходимо обработать зону перехода от внутренней поверхности к наружному лакокрасочному покрытию, должен быть произведен подбор цветового тона краски, предназначенной для ремонтного окрашивания. Для этого следует нанести ремонтную краску распылением на пробный кусок кузовной стали (окрашивание кистью не допускается). После сушки покрытия следует сравнить соответствующие цветовые тона. Если речь идет о покрытии типа «металлик», для изготовления сравнительного образца следует использовать ту композицию, которую наносили при изготовлении оригинального лакокрасочного покрытия. Цветовой тон и яркость окраски очень сильно зависят от особенностей техники нанесения краски (давления распыления, расстояния от краскораспылителя до окрашиваемой поверхности и т. п.)

Если подобранный цветовой тон не соответствует цвету лакокрасочного покрытия автомобиля, ситуация оказывается достаточно критической: без применения устройства для подбора цвета краски маляр будет не в состоянии произвести требуемую подгонку цветового оттенка. Тогда лучше, если он ограничится окрашиванием лишь внутренней стороны, а переходную зону обработает таким образом, чтобы у полировщика впоследствии не возникло никаких проблем.

 

Ремонтное окрашивание металлической поверхности

 

Работник ремонтной мастерской должен ясно понимать, что трудозатраты, связанные с непосредственным окрашиванием поверхности для придания ей определенного цветового тона, составляют не более 10 % от общих затрат труда на окрашивание кузова. Почти 90 % рабочего времени уходит на то, чтобы подготовить поверхность к нанесению лакокрасочного покрытия.

 

Подготовка поверхности к окрашиванию

 

Удаление ржавчины. В первую очередь следует основательно очистить металлическую поверхность, которая, возможно, покрыта ржавчиной. Если пятна ржавчины не удается устранить обычным шлифованием, может потребоваться пескоструйная обработка.

Очистка и шлифование. Следующей стадией подготовки поверхности является ее очистка. В общем случае, прежде чем перейти к следующим технологическим операциям, отшлифованную до металлического блеска поверхность следует протереть специальным очищающим средством и растворителем. Недопустимо использовать восстановленные растворители, поскольку в них могут содержаться загрязняющие примеси. Далее следует приступить к шлифованию, используя наждачную бумагу зернистостью P 80. Плавный переход от металлической к покрытой краской поверхности обеспечивается благодаря использованию наждачной бумаги меньшей зернистости (P 120 и P 180). После шлифования поверхность необходимо еще раз протереть средством для очистки, а затем средством для удаления смол и силикона.

 

Подготовка луженой поверхности. Луженым участкам кузова нужно уделять особое внимание. Следует полностью удалять флюс, что в особенности относится к краевым зонам. Для этого луженые детали протирают щелочным обезжиривающим средством (3%-ным раствором аммиака), а затем промывают горячей водой. Затем поверхность тщательно протирают специальным очистителем. В заключение ее протирают ветошью, смоченной в растворителе. Далее производят шлифование поверхности. Если используют угловую шлифовальную машинку (с гибкой тарелкой), на поверхности могут оставаться грубые царапины, поэтому необходимо дополнительное тонкое шлифование. Затем всю обрабатываемую поверхность вновь очень тщательно протирают специальным очистителем для металла, а также средством для удаления смол и силикона.

В заключение напомним, что использовать пайку для ремонта деталей из алюминия не допускается в связи с опасностью возникновения электролитической коррозии этого металла.

 

Шпатлевание

Нанесение шпатлевки. Полиэфирную шпатлевку смешивают в заданной пропорции с отвердителем. Смесь наносят на восстанавливаемую поверхность шпателем, конфигурация которого соответствует форме кузова в месте ремонта. Между прочим, существуют универсальные шпатлевки, которые обладают высокой адгезией к любым металлическим подложкам (стали, алюминию, луженой и оцинкованной поверхности). Следует соблюдать особую осторожность, если шпатлеванию подлежат и смежные по отношению к восстанавливаемому месту зоны старого лакокрасочного покрытия. В этом случае предварительно проверяют чувствительность старого лакокрасочного покрытия к растворителю, для чего следует приложить на минуту к отшлифованной поверхности старого лакокрасочного покрытия ветошь, смоченную в растворителе полиакриловых смол, а затем провести по покрытию ногтем. Если обнаружится, что старое покрытие размягчилось, наносить шпатлевку нельзя. В подобном случае нужно отшлифовать большую поверхность, чем требуется зашпатлевать, в результате чего в обработанном месте образуются три следующие зоны:

·                     зашпатлеванная область;

·                     блестящий металл, окружающий зашпатлеванное место;

·                     старое лакокрасочное покрытие.

 

Старое лакокрасочное покрытие в краевых зонах подлежит шлифованию мелкозернистой наждачной бумагой (P 240 – P 280).

 

Шлифование зашпатлеванной поверхности. После выдержки в течение времени требуемого для отверждения шпатлевки, зашпатлеванный участок следует отшлифовать наждачной бумагой с зернистостью P 80. Затем кистью или шпателем наносят тонкий слой шпатлевки. Далее целесообразно нанести кистью контрольный (выявительный) слой краски черного цвета, которую предварительно перемешивают со смесью, состоящей на 90% из растворителя акриловых смол и на 10% из комбинированного порозаполнителя на нитроцеллюлозной основе. Краску стирают сразу после нанесения и производят тонкое шлифование поверхности наждачной бумагой P 150 – P 240. Благодаря черному цвету контрольной краски выявляются образовавшиеся при шлифовании бороздки и поры, которые подлежат дополнительному шпатлеванию.

Альтернативой тонкому шпатлеванию является нанесение шпатлевки кистью. Преимущество этого способа состоит в том, что кистью гораздо легче зашпатлевать закругления и углы.

Внимание! При ремонте кузова из алюминиевого или оцинкованного стального листа перед нанесением шпатлевки на восстанавливаемую поверхность, если отсутствует специально предназначенная для этих материалов шпатлевка, следует нанести распылением реактивный грунт.

 

Нанесение промежуточных покрытий

 

Дополнительная антикоррозионная защита. При шлифовании зашпатлеванных участков кузова в некоторых местах может проступить металл. На такие места следует нанести дополнительную защиту от коррозии. Такая защита выполняет несколько функций. Во-первых, является промежуточным покрытием между металлом кузова и покрывным слоем краски. Во-вторых, предотвращает коррозию кузова и улучшает адгезию. И наконец, она выполняет функцию порозаполнителя. Выдержка перед дальнейшей обработкой поверхности при 20۫C должна составлять около 15 мин.

Нанесение грунта-порозаполнителя. Грунт-порозаполнитель наносят на всю восстанавливаемую поверхность, предварительно смешав компоненты. В качестве грунта в большинстве случаев используют  не соержащий хроматы полиуретановый порозаполнитель. Нанесение осуществляют двухслойным распылением. После первого нанесения ждут, пока образуется однородная матовая поверхность. После второго нанесения покрытие сушат в печи  при тепрературе около 60۫С в течение 20 мин. Естественная сушка (при 20۫С) обычно длится 1,5 – 2 ч. Толщина слоя грунта составляет 50 -60 мкм.

Следует пояснить, что подразумевается под термином «нанесение распылением». Речь идет о равномерном перемещении краскораспылителя с определенной скоростью вдоль всей обрабатываемой поверхности. Линия перемещения краскораспылителя должна быть параллельна поверхности  (он должен оставаться на неизменном расстоянии от поверхности), а рука, удерживающая распылитель, не должна совершать виляющих движений.

Одно время часто использовали окрашивание так называемым «перекрестным способом». Движение краскораспылителя в этом случае начинали от края окрашиваемой поверхности, и пистолет перемещали слева направо, после чего возвращались в обратном направлении. Как только вся поверхность в результате такого зигзагообразного перемещения пистолета оказывалась покрыта краской, таким же зигзагообразным перемещением, но в направлении сверху вниз (и наоборот) наносили второй слой. Так, в результате окрашивания перекрестным способом поверхность оказывалась покрыта двойным слоем краски или грунта. В местах перекрещивания, однако, часто возникали скопления наносимого материала, и толщина покрытия в этих  местах была соответственно недопустима велика. В связи с этим пользоваться перекрестным способом нанесения покрытия не рекомендуется.

Нанесение тонирующего порозаполнителя. Альтернативой упомянотому выше грунту-порозаполнителю может быть тонирующий порозаполнитель. Основное преимущество этого материала состоит в лучшей кроющей способности наносимой поверх него покрывной краски. В особенности это относится к цветовому тону краски с перламутровым эффектом. Кроме того, при нанесении тонирующего порозаполнителя становятся не так заметны сколы, образующиеся в результате ударов мелких камешков, поскольку его цвет приблизительно совпадает с цветом окончательно окрашенного автомобиля. К тонирующему наполнителю могут быть подмешаны остатки двухкомпонентной краски на основе полиакриловой смолы.

Тонирующий порозаполнитель позволяет обеспечить высокую производительность окраски автомобиля и сократить число наносимых слоев, благодаря чему снижается общий расход лакокрасочных материалов.

Сначала тонирующий порозаполнитель смешивают с соответствующей покрывной краской. Затем в полученную смесь добавляют растворитель и отвердитель, причем соотношение трех этих компонентов составляет 1:1:1. Порядок распыления и толщина образующегося покрытия аналогичны грунту-порозаполнителю. Нанесенное покрытие до сушки имеет блеск. Отверждение тонирующего порозаполнителя, однако, несколько более продолжительно: сушку в печи при 60۫С проводят в течение 30 мин, при комнатной температуре – около 3 ч. После сушки поверхность покрытия поразаполнителем становится матовой.
Шлифование поверхностей, покрытых грунтующим и тонирующим порозаполнителями. Шлифование поверхности, обработанной порозаполнителем того и другого вида, может быть произведено как мокрым, так и сухим способом. Для мокрого шлифования используется шлифовальная машинка с сетчатой тканью в качестве абразивного материала, что соответствует зернистости
P 800 – P 1000. Возможно ручное мокрое шлифование наждачной бумагой P 600 – P 800. Сухое шлифование производят наждачной бумагой зернистостью P 400. По соображениям экономии времени более предпочтительным является сухое шлифование.

 

Нанесение покрывной краски

 

Перед нанесением покрывной краски необходимо тщательно очистить поверхность. Ее протирают специальнвм средством для удаления смол и силикона, а затем специальной тканью, связывающей пыль. К подготовленной таким образом поверхности больше нельзя прикасаться пальцами.

Универсальное окрашивание. Пыль является одним из главных врагов процесса окрашивания, поэтому перед покрывным окрашиванием маляр, выполняющий эту операцию, должен надеть специальную одежду, которой он должен пользоваться только для проведения окраски или которая только что использовалась при приготовлении покрывного материала.

Покрывную краску готовят в смесительном устройстве или в жестяной банке, уже имея нужный цветовой оттенок. В настоящее время обычно используют двухкомпонентные краски на основе полиакриловой смолы, которые смешивают с необходимым количеством отвердителя. Универсальные краски наносят распылением в два слоя. После нанесения первого слоя ждут, пока покрытие не станет «сухим на отлип». После нанесения второго слоя, чуть выждав, приступают к сушке покрытия в печи или под действием инфракрасного излучателя. Время сушки при температуре 60۫С составляет около 30 мин. Хотя по завершении этого периода окончательного отверждения покрытия еще не происходит, однако к монтажу деталь уже готова. Период, который должен пройти, прежде чем можно воспользоваться автомойкой, составляет от 7 до 10 дней.

 

Двухслойное окрашивание(«металлик», «эффектное», универсальное покрытие). После описанной выше подготовительной работы наносят основной слой краски, который определяет цветовой тон покрытия и желаемый оптический эффект. Основная краска является лишь частью общей системы лакокрасочного покрытия и в случае покрытия «металлик» или «эффектного» окрашивания, если она используется одна, покрытие не будет атмосферостойким, поэтому его всегда следует покрывать прозрачным лаком. Если речь идет об универсальном окрасочном покрытии, прозрачный лак используют не всегда, поскольку соответствующее основное покрытие обладает достаточной устойчивостью по отношению к обычным воздействиям и в отсутствие прозрачного лака. Тем не менее изготовители автомобилей все чаще используют прозрачный лак при универсальном окрашивании.

Готовят основную краску в соответствии с рекомендациями изготовителя и наносят в два слоя, толщина каждого из которых составляет 15-25 мкм. При распылении краски необходимо следить за отсутствием потеков на покрываемой поверхности. После нанесения первого слоя ждут, пока поверхность не станет однородной и матовой, после чего наносят второй слой и вновь ждут, пока не появится матовый блеск. После этого наносят также в два слоя прозрачный лак, а затем производят его сушку в тех же условиях, как и при универсальном окрашивании.

Для характеристики подготовительных композиций и систем покрывного окрашивания используют обозначения LS(низкое содержание твердой фазы), MS(среднее содержание твердой фазы) и HS(высокое содержание твердой фазы). Речь при этом идет о содержании твердых компонентов в составе указанных материалов. С точки зрения воздействия на окружающую среду это означает, что с увеличением содержания твердых частиц в краске неблагоприятное воздействие на окружающую среду при ее нанесении уменьшается.

 

Заключение по восстановительному окрашиванию металлической поверхности

 

Несмотря на то что существуют разные системы лакокрасочных покрытий, все соответствующие технологические процессы можно представить в следующем обобщенном виде:

·                     очистка подлежащей восстановлению поверхности;

·                     шлифование(пескоструйная обработка) поверхности;

·                     идентификация лакокрасочного покрытия восстанавливаемого кузова автомобиля;

·                     нанесение шпатлевки;

·                     шлифование зашпатлеванной поверхности;

·                     нанесение контрольной(выявительной) краски, ее стирание и шлифование поверхности;

·                     нанесение тонкого слоя шпатлевки шпателем(кистью);

·                     шлифование зашпатлеванной поверхности;

·                     дополнительная антикоррозионная защита(нанесение грунтового слоя на оголенные места поверхности кузова);

·                     нанесение грунта-порозаполнителя(тонирующего порозаполнителя);

·                     шлифование поверхности(мокрое или сухое);

·                     нанесение покрывного слоя краски распылением;

·                     нанесение прозрачного лака.

 

Ремонт автомобильных кузовов. Карл Дамшен

 www.remont-kuzova.narod.ru 

Вернуться в раздел статьи

 

Hosted by uCoz