Устранение повреждений кузова с использованием клеев и стекломатериалов

 

Ручной способ склеивания издавна используют в производстве и восстановлении судов, выполненных из пластика. Этот способ в практически неизменном виде применяют и для восстановления автомобильных кузовов с использованием инструментов и материалов. Место повреждения, например сквозное отверстие, тщательно обезжиривают и шлифуют таким образом, чтобы его края были скошены под тупым углом. После шлифовки удаляют абразивную пыль.

В зависимости от толщины детали, подлежащей восстановлению вырезают от одного до трех кусков стеклоткани, которые после их пропитки полимерной смолой будут играть роль усилительных накладок. В соответствии с геометрией отверстия, подготовленного для устранения, нижняя накладка должна иметь наименьшую площадь, а верхняя – наибольшую. Каждая накладка должна не только прилегать к нижерасположенному слою стеклоткани, но и примыкать по всему периметру к скошенным кромкам отверстия. Смешивают в нужной пропорции синтетическую смолу, предназначенную для последующего проклеивания стеклоткани, с отвердителем. Если температура окружающего воздуха слишком высока (восстановление производится летом), текучесть смолы окажется слишком высокой, и при нанесении на вертикально расположенную поверхность она будет стекать, не успев отвердиться. Чтобы избежать этого, смолу следует сделать более густой, перемешав с измельченным стекловолокном.

Приготовленную смесь кистью наносят на восстанавливаемую поверхность, после чего укладывают первую усилительную накладку. Кисть окунают в смолу и тщательно промазывают стеклоткань, следя за тем, чтобы в покрытии не оставалось воздушных пузырьков. При необходимости укладывают следующий слой стеклоткани и также промазывают его со смолой. Подобную процедуру повторяют до тех пор, пока на лицевой поверхности не останется небольшое углубление. В заключение в течение определенного времени смолу сушат и отверждают. Процесс отверждения может быть ускорен нагреванием поверхности инфракрасным нагревателем (температура не должна превышать 60°С).

После полного отверждения смолы на лицевую поверхность наносят слой шпатлевки – смесь основного компонента с соответствующим отвердителем. Перемешивание компонентов шпатлевки должно быть очень тщательным. Чтобы визуально контролировать качество перемешивания, используют отвердитель красного цвета, благодаря чему сгустки плохо распределенного отвердителя будут хорошо заметны на сером фоне основного компонента шпатлевочной массы.

Толщина одного слоя шпатлевки не должна превышать 2 мм, в противном случае вследствие внутренних напряжений в отвержденном слое могут появиться трещины, и, кроме того, чрезмерно толстый слой шпатлевки будет проявлять склонность к отслаиванию. Далее отверждают шпатлевку, шлифуют поверхность и наносят следующий слой шпатлевки.

Если отверстие в поврежденной детали очень большое, возникает опасность, что первый (самый нижний) слой стеклоткани провалится, прежде чем произойдет отверждение смолы. Во избежание этого с обратной стороны восстанавливаемой детали закрепляют жесткий металлический лист, который по окончании восстановления удаляют.

Детали, изготовленные из стеклопластика, могут быть восстановлены способом замены поврежденной части так же, как и детали из обычного стального листа. Поврежденную деталь отделяют от кузова с помощью короткоходной или вибрационной пилы, причем выбирают наиболее короткую линию реза. Пригонку новой детали осуществляют так же, как при восстановлении стального кузова. Концы обеих деталей, подлежащих соединению, шлифуют под таким углом, чтобы ширина отшлифованных кромок составила 20-30 мм. В результате образуется такая же поверхность, как при устранении разрыва. Для повышения жесткости создаваемого соединения с обратной стороны крепят усилительный металлический или пластмассовый элемент с нахлестом на старую и новую детали, составляющим около 50 мм. Если соединяемые кромки имеют сложную конфигурацию, в качестве усилительного элемента применяют соответствующий элемент, отрезанный от старой или новой детали кузова.

Как при замене части полимерных деталей кузова добиваются точной пригонки новой детали? Она обеспечивается благодаря усилительному элементу. Половину его общей длинны крепят с обратной стороны оставляемой детали кузова. Другая половина усилительного элемента временно остается свободной. Просверливают отверстия сквозь сохраняемую часть кузова и усилительный элемент и соединяют их шрупами-саморезами. Затем ими же соединяют свободный конец усилительного элемента с новой деталью, точно пригнанной к сохраняемой части кузова. После выполнения пригонки усилительный элемент демонтируют. Поверхности взаимного прилегания усилительного элемента, сохраняемой части кузова и новой детали очищают и обезжиривают. Смолу, выполняющую роль клея, смешивают с отвердителем, и смесь наносят на подготовленные поверхности. Усиливающий элемент шурупами-саморезами соединяют с оставляемой частью кузова, а затем с новой деталью, тщательно соблюдая точность пригонки кромок.

Как только новая деталь будет окончательно зафиксирована в должном положении, скошенные кромки заполняют смолой. При этом шурупы-саморезы оставляют незакрытыми (после отверждения смолы их следует удалить). Восстанавливаемой поверхности придают шероховатость, а затем выравнивают ее полиэфирной шпатлевкой. Шпатлеванию подлежат и отверстия под саморезы.

 

 

www.remont-kuzova.narod.ru

 

Вернуться в раздел статьи

 

 

Hosted by uCoz