Восстановление формы поврежденного кузова

 

Под этим подразумевается вытяжка кузова, прекращаемая в тот момент, когда начинается отрыв деформированной части. Если речь идет о тонкой правке, обычно пользуются термином «ремонт кузова». Почему восстановление формы кузова вытяжкой следует осуществлять, пока не начнется отрыв деформированной части? Объясняется это тем, что до тех пор, пока эта часть составляет одно целое с кузовом, усилие вытяжки, создаваемое тянущим устройством, воспринимается всем кузовом. Благодаря этому детали кузова, подлежащие рихтовке, вытягиваются, занимая первоначальное положение.

Восстановление формы кузова требует определенных практических навыков. Прежде всего следует установить точное направление силы, которая вызвала деформацию кузова при аварии. Зачем? Дело в том, что направление усилия, необходимого для восстановления формы кузова, должно быть строго противоположно той силе, которая вызвала его деформацию. Только при этом условии гарантируется, что первоначальную форму кузова можно восстановить без дополнительных операций осаживания и вытягивания материала. Кроме того, при таком направлении вытяжки соответствующее усилие используется максимально эффективно.

Используя обычное растягивающее оборудование при отсутствии измерительного стенда, автомобиль чаще всего устанавливают под определенным углом относительно пола. При выборе направления вытяжки это следует учитывать. При правке кузова наклонно установленного автомобиля тяговая цепь должна быть параллельна основанию кузова. В противном случае возникает дополнительная нагрузка на кузов в области устанавливаемых зажимов, которые при восстановлении формы кузова вытяжкой будут играть роль контропор. В экстремальных ситуациях в этих местах может произойти изгиб кузова или выскальзывание автомобиля из зажимов.

 

Изменение направления усилия, прилагаемого для восстановления формы кузова

 

Столкновение легкового автомобиля с препятствием может привести к тому, что элементы кузова сместятся не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. В такой ситуации сохраняет силу основное правило, которое должно постоянно соблюдаться при восстановлении формы деформированного кузова: угол, под которым следует производить вытяжку кузова, должен быть равен углу, под которым был направлен удар при столкновении. Реализовать этот принцип с помощью устройства для восстановления формы, непосредственно установленного на стенд для правки, не представляется возможным и следует смонтировать дополнительное приспособление в виде направляющего ролика. Направляющий ролик входит в состав оснастки стенда для правки и может быть установлен в требуемое положение посредством соответствующих рычагов управления. Центр поворота, происходящего  при деформировании, для кузова, удовлетворяющего требованиям безопасности, обычно располагается непосредственно перед барьерами, повышающими безопасность.

 

Восстановление формы кузова при значительном повреждении

 

Вследствие фронтального столкновения легкового автомобиля с препятствием при значительной площади повреждения передка могут быть погнуты оба лонжерона. Если при этом средняя часть автомобиля деформирована больше, чем крылья, то концы лонжеронов могут быть смещены к середине балки переднего моста. Правильно спроектированный процесс восстановления первоначальной формы кузова предполагает осуществление одномоментной вытяжки смятых и погнутых лонжеронов, то есть вытяжка должна осуществляться в один прием. Для вытяжки можно использовать либо два независимо действующих растягивающих устройства, либо специальное приспособление с распорным устройством.

Практика ремонта показывает, что вряд ли найдутся сразу два равноценных по техническим характеристикам растягивающих устройства, в связи с чем не остается другого, как воспользоваться приспособлением для правки с распорным механизмом. Посредством стяжных скоб силовую цепь присоединяют к концам лонжеронов. Складным метром определяют, как далеко их следует развести, чтобы восстановить первоначальное расстояние между ними. Более точная информация приводится на листке контроля. Длина распорной балки должна соответствовать этому размеру, то есть расстоянию между лонжеронами. Тяговую цепь пропускают через приспособление для правки и между ветвями цепи закрепляют распорную балку. Чтобы при последующем восстановлении формы кузова усилия в продольном и поперечном направлениях были равномерны, распорную балку следует закрепить на расстоянии от стяжных скоб, которому соответствует примерно 2/3 длины ветви цепи. Если, например, усилие, перпендикулярное продольной оси кузова, составляет для каждого из лонжеронов 1000 даН, а усилие, действующее в продольном направлении, - 2000 даН, то результирующая, направленная под острым углом (растягивающая сила), составит 2240 даН.

 

Восстановление формы кузова при боковом повреждении

 

Во многих случаях восстановление кузова, деформированного в результате бокового удара, бывает связано с определенными трудностями. Причина в том, что согласно статистике чисто боковые столкновения случаются относительно редко, поэтому опыт устранения последствий подобных аварий недостаточен. Таким образом, процесс восстановления формы кузова с боковым повреждением следует рассматривать как частный случай описанного в предыдущем подразделе ремонта кузова со значительным повреждением.

Итак, рассмотрим случай бокового повреждения, обусловленного ударом большой силы в среднюю часть автомобиля. Каков характер деформирования кузова при подобной аварии? Сторона, по которой был нанесен удар, как правило, бывает вогнутой, а противоположная сторона, напротив, выпуклой. На жаргоне специалистов такая деформация называется «эффектом банана». Для лучшего понимания материала сначала остановимся на рассмотрении технологии восстановления ненесущего кузова. Чтобы надлежащим образом отремонтировать такой кузов, следует воспользоваться тремя растягивающими цепями и одним гидравлическим силовым цилиндром. Два растягивающих устройства следует установить по углам кузова с деформированной стороны. Их роль состоит в том, чтобы восстановить первоначальную длину кузова. Третье растягивающее устройство устанавливается в месте наиболее глубокого вдавливания кузова. Гидравлический цилиндр жестко присоединяют к порогу. Благодаря синхронной работе всех трех растягивающих цепей и гидравлического цилиндра восстанавливаются как длина кузова, так и точное положение продольной оси автомобиля.

Примечание. Если автомобиль ремонтируют на универсальном стенде для правки, следует ослабить закрепляющие кузов зажимы, расположенные с поврежденной стороны, в противном случае они будут мешать восстановлению длины кузова. Зажимы противоположной стороны должны быть зафиксированы на концах выгнутой наружу поверхности порога.

Восстановление исходной формы жесткого автомобильного кузова требует применения значительного усилия. Направленная перпендикулярно продольной оси автомобиля сила раскладывается на две боковые силы. Чем больше угол, под которым направлены последние, тем выше должна быть перпендикулярно действующая сила, поскольку именно она играет преимущественную роль при восстановлении формы кузова.

У современных легковых автомобилей с несущей конструкцией кузова сплошная рамная конструкция из профилированного металла, соединяющая переднюю и заднюю части автомобиля, отсутствует. В связи с этим применение растягивающих устройств для приложения усилий к углам автомобиля нецелесообразно и даже вредно. Их неосторожное использование способно привести к образованию трещин в слабых деталях кузова, находящихся между лонжероном и порогом. Для восстановления такого кузова более правильно было бы применять лишь растягивающие цепи и гидравлический цилиндр, установленные в зоне порога в том месте, по которому пришелся главный удар. Благодаря этому порог вновь примет прежнюю длину, а слабые листовые детали между порогом и лонжероном не будут подвергнуты деформации. После этого можно дополнительно задействовать два других устройства, растягивающих кузов в длину.

 

Заключение

 

Вытяжку кузова для восстановления его первоначальной формы производят в направлении, строго противоположном направлению силы, вызвавшей деформирование кузова. Если не соблюдать это правило, составляющие той силы, которую прикладывают для восстановления формы, будут иметь неверное направление, вследствие чего может произойти дополнительная деформация кузова. Кроме того, произойдет уменьшение растягивающей или сжимающей силы, действующей в нужном направлении. В связи с этим в определенных ситуациях возникает необходимость изменить положение тяговой цепи посредством направляющих роликов. Детали кузова, смещенные при аварии, следует одномоментно вернуть в первоначальное положение. Для реализации этого основного принципа восстановления кузова применяются распорные устройства в комбинации с тяговой цепью или многопозиционные растягивающие устройства, обеспечивающие одномоментное восстановление геометрических параметров кузова.

 

 www.remont-kuzova.narod.ru

Вернуться в раздел статьи

 

Hosted by uCoz